ПЕРВЫЕ ШАГИ ЮНОГО ЧИТАТЕЛЯ
Чтобы привить ребенку интерес к чтению, необходимо, чтобы он видел, что в
семье любят и уважают книги, бережно относятся к ним. Уделяйте малышу как можно
больше внимания, дарите живое человеческое тепло и общение с хорошими мудрыми
книжками.
Начинать воспитывать будущего читателя нужно как можно раньше. Заботливые
родители делают это с первых дней жизни малыша, приобщая его к устному
народному творчеству: колыбельным песням, потешкам, пальчиковым играм.
ИГРЫ СО СТИХАМИ
Рассказывайте малышу сказки, особенно перед сном, читайте наизусть детские
стихи. Если малыш внимательно, с интересом слушает потешки, стихи и сказки,
которые вы рассказываете ему наизусть, можно смело брать в руки книжку с
картинками. Предлагайте ребенку показывать, что происходит в стихотворении.
От небольших стишков переходите к сказкам в стихах. Сказка для ребенка
прежде всего — средство познания мира. Воспитывать маленького читателя лучше
всего на классических произведениях, которые являются образцами грамотного
русского языка: сказки К. Чуковского «Мойдодыр», «Телефон», «Тараканище»,
«Федорино горе», «Чудо-дерево»; произведения С. Маршака, Б. Заходера, С.
Михалкова и, конечно, сказки А. С. Пушкина. Знакомство с веселыми, интересными
и мудрыми произведениями оказывает большое влияние на развитие интеллекта,
речи, позитивного отношения к миру, прививает любовь к книге. Чем больше
дети общаются с хорошим литературным материалом, тем меньше будет впоследствии
проблем с освоением школьной программы.
Детям любого возраста необходимо читать ежедневно.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ
РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП ДОШКОЛЬНИКОВ
Ребенок
начинает понимать человеческую речь очень рано, задолго до того, как заговорит
сам. Легче всего малыш воспринимает бытовую речь, когда он сам непосредственно
включен в ситуацию и видит то, о чем говорят взрослые. Воспринимать устный
рассказ, когда не видишь предмета разговора и надо задействовать воображение,
намного сложнее. Способность к восприятию повествования развивается у ребенка
постепенно и тем успешнее, чем больше рассказывают и читают ему. Большую
помощь в этом взрослым способны оказать качественные иллюстрации.
Четко
определить возрастные границы различных уровней восприятия литературных произведений
у дошкольников довольно трудно. Одни дети более развиты в этом смысле, другие
менее. Кто-то в 3 года еще не способен воспринимать что-либо сложнее «Теремка»,
а кому-то уже по силам сказки Г.-Х. Андерсена. Однако для каждой возрастной
группы дошкольников необходимо определить примерный круг чтения. Существуют
рекомендательные списки литературы для разных возрастов.
От 2,5 до 4-х лет
В этом возрасте следует продолжать знакомство с произведениями В. Сутеева,
С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, с народными сказками, постепенно расширяя
круг чтения, включая в него все новые произведения отечественной и зарубежной
литературы для детей. Сказки и истории должны становиться длиннее, содержать
больше персонажей и событий. Но по-прежнему важно, чтобы все истории
заканчивались хорошо и не содержали слишком страшных событий. Чтение сказок,
подобных «Красной Шапочке», где кто-то кого-то съедает или где действуют
страшные ведьмы и чудовища, лучше отложить до старшего дошкольного или младшего
школьного возраста.
Если ребенок любит книжки, и вы ему много читаете, можно переходить к более
крупным произведениям и в 4 года. Для этого оптимально подойдут рассказы В.
Осеевой, повести А. Линдгрен о Малыше и Карслоне, об Эмиле из Леннеберги, о
Пеппи Длинный чулок; повести Т. Янссон о муми-троллях; забавные сказки Т.
Александровой о домовенке Кузе, А. А. Милна о Винни-Пухе и многие другие.
Список рекомендуемой литературы
1.
А. Балинт «Гном Гномыч и Изюмка».
2.
В. Бианки «Первая охота», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше»,
«Лесные домишки», «Сова», «Кто чем поет?» и др.
3.
Д. Биссет «Забытый день рождения», «Все кувырком», «Путешествие дядюшки
Тик-Така».
4.
Э. М. Блайтон «Знаменитый утенок Тим».
5.
Е. Железнова «Волшебная черепашка».
6.
Б. Заходер «Хрюк на елке», «О чем индюк думал», «Кит и кот».
7.
М. Зощенко «Умные животные», «Показательный ребенок».
8.
В. Кротов «Червячок Игнатий и его друзья».
9.
Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки», «Про Комара Комаровича», «Сказка про
храброго зайца Длинные уши — Косые глаза — Короткий хвост», «Притча о молочке,
овсяной кашке и сером котишке Мурке».
10. С. Маршак «Усатый-полосатый», «Где обедал, воробей?», «Багаж», «Вот какой
рассеянный», «Урок вежливости», «Про все на свете» и другие стихотворения и
переводы.
11. С. Михалков «Кто кого?», «Услужливый заяц», «Друзья в походе», «А что у
вас?», «Песенка друзей», «Фома», «Рисунок», «Мой щенок» и др.
12. Э. Мошковская «Зоопарк» и др.
13. Л. Муур «Кошка Енок и Тот, кто сидит в пруду».
14. О. Онисимова «Самое прекрасное на свете».
15. В. Осеева «Волшебное слово».
16. М. Пляцковский «Солнышко на память», «Дневник кузнечика Кузи».
17. А. Прейсен «Про козленка, который умел считать до десяти», «Веселый Новый
год».
18. «Приключения Пифа» в рисунках В. Сутеева и пересказе Г. Остера.
19. И. Румянцева, И. Баллод «Про маленького поросенка Плюха».
20. Н. Сладкое «Бежал ежик по дорожке», «Воробьишкина весна» и другие рассказы.
21. Л. Толстой «Три медведя», «Филипок», «Лев и собачка», «Сказки», «Басни».
22. А. Усачев «Жили-были ежики».
23. Ф. Хитрук «Топтыжка», «Каникулы Бонифация».
24. К. Чуковский «Телефон», «Федорино горе», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха»,
«Айболит», «Путаница».
От 5 до 7 лет
Книг для детей старшего дошкольного возраста великое множество. Это
рассказы и повести о животных, волшебные сказки и повести, веселые и забавные
приключения, поучительные истории, басни и притчи, а также многочисленные
стихотворения и сказки в стихах. Но в большинстве своем это произведения для
детей, которые уже приучены слушать и читать книжки.
«Телевизионно-компьютерные» дети обычно не могут воспринимать длинные истории,
они не в состоянии сосредоточиться на тексте. Не видя перед собой «движущихся
картинок», они испытывают трудности в том, чтобы представить себе происходящее
в книге, им не хватает воображения. Таким ребятам будет сложно справляться со
школьной программой.
Даже для старших дошкольников, привычных к чтению, лучше брать яркие,
красочные издания с качественными иллюстрациями.
Список рекомендуемой литературы
1. Алан А. Милн «Винни-Пух и все-все-все» (в переводе Б. Заходера).
2. Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка», «Гадкий утенок», «Принцесса на горошине»,
«Цветы маленькой Иды» и др.
3. П. Бажов «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка».
4. В. Бианки «Где раки зимуют».
5. Братья Гримм «Сказки».
6. А. Волков «Волшебник Изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные
солдаты» и др.
7. Н. Грибачев «Лесные истории».
8. В. Гришин «Лягушка-путешественница».
9. Л. Дерягина «Путешествие в город Сломанных игрушек».
10. А. Ершов «Конек-горбунок».
11. Б. Житков «Пудя», «Как я ловил человечков».
12. Б. Заходер «Мартышкин дом», «Буква „Я"» и др.
13. М. Зощенко «Леля и Минька», «Калоши и мороженое», «Бабушкин подарок»,
«Елка», «Великие путешественники», «Золотые слова».
14. В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», «Цветик-семицветик».
15. Р. Киплинг «Слоненок», «Рикки-Тикки-Тави», «Как леопард стал пятнистым».
16. И. А. Крылов «Стрекоза и муравей», «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица»,
«Слон и Моська», «Мартышка и очки», «Лисица и виноград», «Квартет».
17. А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Приключения Эмиля
из Леннеберги», «Пеппи Длинный- чулок».
18. В. Медведев «Баранкин, будь человеком!», «Приключения солнечных зайчиков».
19. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Мишкина каша», «Телефон»,
«Дружок», «Фантазеры», «Метро» и др. |