Что значит «нарушение речи» у ребенка? Как родители могут определить,
что у ребенка проблемы с речью?
Если говорить простым языком, то
речь, как и все другие функции у человека, формируется постепенно: базис, потом
надстройка. Это называется «речевой онтогенез». На каком-то этапе может
возникнуть сбой, что приводит к дефектному формированию речи, что собственно и
является ее нарушением. То есть любое отклонение от нормального формирования и
есть нарушение. Норма: 1 год — слова, 2 года — простая фраза, 3 года — распространенная
фраза. Родители чаще всего улавливают
только очевидные вещи: отсутствие речи как таковой, либо ребёнок не говорит
«РРРР».
По педагогической классификации нарушения
речи делятся так: общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие,
и заикание.
Общее недоразвитие (ОНР) — нарушены все стороны речевой
деятельности (звукопроизношение, слоговая структура, ограничен словарь,
нарушена либо отсутствует фразовая речь, нарушена грамматика).
Фонетико-фонематическое
недоразвитие (ФФН) — страдает
восприятие и воспроизведение звукового состава речи.
Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи судорожного
генеза (из-за судорог мышц, которые принимают участие в речевом акте).
Особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского
сада общеразвивающего вида.
Работа учителя-логопеда в детском
саду направлена на исправление дефектов речи детей.
На логопедические занятия
отбираются дети подготовительных и старших групп, имеющие простую и сложную дислалию (это нарушение
звукопроизношения, когда ребенок произносит какой-то звук не правильно, или не
произносит его вообще, заменяет его более легким звуком), ФФН, ОНР.
Основными формами организации
работы с детьми являются индивидуальные и подгрупповые занятия. На
индивидуальных занятиях корректируется звукопроизношение. Наши занятия кратковременные
(15-20 минут), краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на несколько
месяцев занятий. На занятия дети поступают и выбывают в течение года, при этом
одновременно у логопеда занимаются до 25 человек.
Надо отметить, что дети получают
коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедических групп.
От чего зависит продолжительность курса занятий?
Чтобы исправить какое-то
нарушение речи, необходимо разное количество занятий. Сначала – обследование и
выработка стратегии занятий – в зависимости от готовности ребенка, его настроя.
Насыщенность занятий тоже может быть разная, это зависит от многих факторов.
Часто – от того, сколько информации может принять ребенок, какую способен
выдержать нагрузку.
Работа может затянуться из-за
нежелания ребёнка заниматься, неумения родителей проявить разумную волю. Или,
например, из-за частых болезней, отъездов на отдых, к бабушке, часто меняющихся
планов… И тогда ребёнок понимает, что
результата всё нет, начинает активно сопротивляться.
Рекомендации родителям, чьи дети занимаются с логопедом.
Если ваш ребенок посещает логопедический
кабинет, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно, и даже за два
занятия. Для этого требуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его
родителей.
В первую очередь необходимо создать
мотивацию ребенку, т.е. объяснить, какие лично для него плюсы
создаст правильное звукопроизношение, четкая и разборчивая речь.
Исправление звуков проводится
поэтапно:
- подготовительный этап
(специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания),
- постановка (вызывание звуков при
помощи специальных приемов),
- автоматизация (закрепление
звука),
- дифференциация (различение
звуков на слух) – в случае замены одного звука другим.
Подготовительный этап и этап
закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной
тренировки. Тренируйтесь, пожалуйста, дома!
Никогда не ругайте ребенка, если
у него не получается задание, ободрите,
выполните предыдущее задание, для
вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки.
Чаще хвалите ребенка,
формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха.
|